Маленький Крым для больших людей
Репортаж о том, кто поселился на засекреченных дачах в Крыму
Дачи первых лиц были в Крыму всегда, но именно после присоединения к России на них развернулась масштабная стройка, сопровождаемая небывалыми мерами охраны. Пока на госдачах для высокопоставленных гостей возводятся ледовая арена и татами, ФСО запрещает местным жителям гулять в горах и владеть своими же домами.
Дача для любителя дзюдо
Дачи № 9 и 10
Площадь участка: 21,79 гаЦелевое назначение: обеспечение обороны и безопасности
Кадастровая стоимость: 1 072 791 рубль
Собственник: Муниципальное образование городской округ Ялта, летом 2016 года объект передан в бессрочное пользование Федеральной службе охраны в Крыму
Дачи № 6 и 8
Площадь участка: 56,9 га
Целевое назначение: санаторная деятельность
Кадастровая стоимость: 600 516 484 рубля
Собственник: Республика Крым
В ЕГРН зарегистрированы всего четыре объекта капитального строительства на территории — береговые и противооползневые сооружения. Они числятся на балансе ГАУ «Распорядительная дирекция имущества Республики Крым»
Собственник: Муниципальное образование городской округ Ялта, летом 2016 года объект передан в бессрочное пользование Федеральной службе охраны в КрымуВойсковая часть № 55002
Площадь участка: 37 гаЦелевое назначение: отдых (рекреация)
Кадастровая стоимость: 271 710 559 рублей
Собственник: Муниципальное образование городской округ Ялта, летом 2016 года объект передан в бессрочное пользование Федеральной службе охраны в Крыму
Забор вокруг территорий госдач
Ледовый дворец на территории госдач № 6 и 8
О том, что строящийся каркас не что иное, как будущий ледовый каток, рассказали трое сотрудников, работающих на закрытой территории. Это подтверждается и строительными документами, с которыми ознакомился «Проект»: там объект проходит как «крытая хоккейная площадка №65 по ГП на объекте К-117»
Примерный план территории дач №6 и №8
Ледовая арена — не единственная большая стройка внутри: за три года здесь, по данным портала госзакупок, реконструировали бассейны, сауны и купели спа-комплекса , отремонтировали систему вентиляции и кондиционирования, построили общежитие для персонала на 60 койко-мест , провели противооползневые работы. Заказчиками этих работ в разные годы выступали структура управделами президента в Северо-Западном округе, военно-строительное управление Минобороны, крымское отделение ФСО.
Внутри территории есть еще один забор, скрывающий от посторонних глаз зону отдыха у моря. За ним — многоэтажный спальный корпус «с мраморной отделкой стен и потолка и мраморным лифтом».
Летом 2019 года на месте открытого теннисного корта на госдаче был построен татами . На площадке в сосновом лесу возвели сборный каркас из металлоконструкций площадью около 500 кв. метров. Снаружи конструкция напоминает ангар, внутри — зал с мягким покрытием.
Появление ледового катка и татами дало почву для слухов среди рабочих: якобы на этой даче будет отдыхать лично президент Владимир Путин, любитель дзюдо и хоккея. Один из сотрудников, знакомый с графиком работ на объекте, уверяет, что татами спешили достроить к началу августа 2019 года — к визиту президента в Крым. 10 августа Путин участвовал в открытии байк-шоу «Ночных волков» в Севастополе и посетил премьерный показ спектакля «Грифон» по пьесе Тихона Шевкунова в Херсонес.
Вид на территории госдач с горы Дракон
Многоэтажные дома в нижней части поселка Олива нависают прямо над территорией госдач, а потому, несмотря на гигантские заборы и усиленную охрану, местные жители сразу узнают, когда на даче появляются и исчезают гости. В августе 2019 года высокопоставленные гости исчезли довольно быстро. Двое местных жителей рассказали «Проекту», что тогда в питьевой воде якобы нашли бактерии . Еще месяц после того визита по Оливе ходили люди в форме и искали незаконные выгребные ямы, которые могли спровоцировать заражение
Когда корреспондент «Проекта» пыталась сфотографировать ледовый дворец с детской площадки, из ворот КПП вышли двое крепких мужчин в форме с надписью «охрана» и сделали вид, что прогуливаются мимо припаркованных машин.
Дача для любителя плавания
Вплотную к госдачам № 6 и 8 расположены еще две госдачи — № 9 и 10. При Украине здесь отдыхали президенты. После присоединения Крыма к России в 2014 году здесь несколько раз видели премьера Дмитрия Медведева.
Работавшие на этой даче рассказывают много историй. Например, что самым демократичным из останавливающихся в Оливе был Виктор Ющенко. На отдыхе он не чурался общества обслуги, здоровался и разговаривал с каждым. Его жена Катерина в конце сезона устраивала ужины за общим столом и дарила работникам маленькие подарки.
Примерный план территорий госдач № 9 и 10
Местные жители при Ющенко могли ходить по территории госдач и даже спускаться на пляж. «В кустах, как и сейчас, сидели сотрудники и выскакивали при приближении посторонних, — рассказывает житель Оливы Сергей Кабак. — Но у местных они просто проверяли документы. И вообще, это были их проблемы — пробить по базе, кто ты и зачем идешь».
При Януковиче порядки стали строже . Привыкшие к вольностям сотрудники часто получали выговор «за „европейский“ гонор». Медведева бывшие сотрудники называют «нормальным мужиком», а его жену Светлану — «строгой и требовательной».
Крым не для крымчан
Для Кабака появление новых обитателей дач обернулось не только испорченной прогулкой в горах. Уже три года он, как и несколько десятков его соседей, судится за собственный дом.
Дело в том, что в декабре 2016 года по приказу Федеральной службы охраны вокруг госдач была установлена охранная зона шириной 1 км . Формально она лишь ограничивает некоторые виды деятельности, например, запрещает возводить капитальные строения без разрешения ФСО.
Охранная зона вокруг госдач
Но фактически жители Оливы теперь не могут зарегистрировать свои дома и землю: в октябре 2016 года начальник ФСО в Крыму Николай Кондратюк направил в крымское отделение Росреестра письмо с просьбой не вносить в единую кадастровую базу (ЕГРН) попавшие в охранную зону госдач объекты. Крымские чиновники взяли под козырек .
В ноябре 2019 корреспондент «Проекта» встретился с двумя десятками жителей Оливы. У всех одна и та же беда: уже три года люди не могут ни продать свои дома, ни завещать, ни подарить. Кабак купил участок в 2002 году, еще при Украине разработал проект дома и получил разрешение на строительство. В 2016 году ялтинские власти ввели дом в эксплуатацию, присвоили ему адрес, но в оформлении прав собственности Сергею отказали. «Земля под домом моя, ее я успел зарегистрировать в 2015 году, когда [охранной] зоны еще не было, а дом не мой», — пожимает плечами мужчина. Все судебные инстанции в России Кабак уже прошел, остается одна надежда — Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Туда подали иски уже шесть жителей Оливы.
Сосед Кабака по Оливе Игорь Петренко не может оформить права на участок, который в 2013 году ему выделили украинские власти. Три года спустя уже российская администрация Ялты дала добро на окончательную приватизацию земли. Документы готовы, но Росреестр не регистрирует права. В 2014 году у Игоря умер дед, оставив ему в наследство другой домик в Оливе, построенный еще до революции. Теперь Петренко также не может вступить в наследство: «В этом доме еще прабабка моя жила, потом дед, а мне говорят, что прав у меня нет».
Жительница Оливы Татьяна Кожарина принесла на встречу с корреспондентом «Проекта» рукописные метрики родных, датированные началом XX века. «В судах ФСО говорит, что наш поселок строили в 50-60-х годах для обслуживания госдач, — поясняет она важность бумаг. — Но это неправда, люди жили в Мухалатке много веков. Госдачи — не что иное, как имения царских времен».
Жители Оливы Татьяна Кожарина и Михаил Летнев
Дача для любителей вертолетов и гидроциклов
Забор вокруг территории госдач
За забором находится бывший санаторий «Таврия», когда-то принадлежавший структурам группы «Приват» украинского олигарха Игоря Коломойского. В 2014 году санаторий был национализирован, и его даже пытались выставить на торги.
Однако в 2016 году земля «Таврии» была официально передана в бессрочное пользование ФГКУ «Войсковая часть 55002» — это хозуправление ФСБ. С тех пор там проходит одна из самых масштабных строек на Южном берегу Крыма.
На территории за три года появились четыре вертолетные площадки: три — на скалах.
В 2018 году на территории бывшего санатория были возведены с нуля два больших корпуса, два административно-хозяйственных здания, многоэтажные гаражи . Также на даче находятся коттеджи для гостей, семь открытых водоемов и бассейнов , бар на пляже с камином и смотровой площадкой, климатопавильон, сауна, теннисный корт. Вода в бассейны подается с глубины моря.
План территории воинской части
Объект ФСБ — самый охраняемый в Крыму. Идущий вдоль трассы шестиметровый забор — лишь первый контур. За ним — еще один. Между заборами — тропа наряда, патрулируется раз в час. На территории — больше сотни камер, у забора — сигнальные мины-ловушки, на видовых площадках — посты наблюдения: минимум два человека одновременно следят за перемещениями на море. Подозрительные объекты — яхты или лодки — перехватывает охрана на гидроциклах, а любопытных, фотографирующих дачу с берега, фиксирует беспилотник.
Полеты гражданских беспилотников над всей этой местностью запрещены . И невозможны: поднявшийся в воздух квадрокоптер тут же теряет сигнал. Для контроля неба в поселке была построена башня-«глушилка».
Башня-«глушилка» на территории дачи
Дача для любителей Путина
Олива — не единственное место на побережье, где местные жители ограничены в передвижениях из-за новых строек. Урочище Батилиман — крошечный отрезок берега у неприступного мыса Айя в Севастополе, одно из немногих мест на Южном берегу Крыма, где можно пожить у моря дикарем в палатке. Летом 2019 года правительство Севастополя неожиданно объявило о закрытии дороги в Батилиман. Формальная причина — плохое состояние асфальта . Однако местные жители уверены, что дело в особняке, стоящем в заповедном можжевеловом лесу. Его начали строить еще при Украине, и среди местных жителей он сразу получил название «дача Януковича». При России у особняка появились новые, весьма влиятельные хозяева.
Объявление возле стройки в урочище Батилиман
Строительство роскошной дачи на территории базы отдыха «Мыс Айя» госпредприятия «Укравтодор» началось в середине двухтысячных, когда база была приватизирована компанией, которую СМИ связывали с Александром Януковичем, сыном экс-президента Украины. В первые годы российской власти недостроенную дачу хотели было снести по суду . Но вскоре решение отменили, а недострои выставили на торги.
Вид на дачу со скалы Куш-Кая, июль 2018 года
В 2016 году здания выкупило питерское ООО «Шанс», принадлежащее контролируемому Юрием Ковальчуком банку «Россия». Структуры Ковальчука вообще имеют широкие бизнес-интересы в Крыму: от нового терминала аэропорта в Симферополе до пансионатов и винодельческих предприятий. В 2017 году дача была передана новосозданному питерскому ООО «Берег», директором которого числится Павел Зайцев — давний партнер совладельцев «России».
Чтобы увидеть дачу, нужно проникнуть на базу отдыха «Батилиман», пройти с полкилометра по асфальтовым дорожкам, спуститься по крутой тропе вдоль ржавого забора, свернуть в сосновый лес и выйти к побережью. Именно с берега моря в начале лета 2019 года корреспондент «Проекта», участвовавшая в совместном выезде депутатов, общественников и журналистов к перекрытым пляжам Батилимана, смогла сделать кадры большой стройки.
Основное здание «дачи Януковича» с 2015 года изменилось: его расширили и надстроили. Медная крыша особняка исчезла, вместо нее появилась новая. На участке ведутся работы по обустройству набережной с волнорезами. Работают водолазы и один из крупнейших на Черном море плавкранов «Севастополец-1».
Строительство не окончено, а побережье Батилимана уже обезлюдело. Соседние базы отдыха «Батилиман» и «Янос» этим летом не работали . Детский лагерь «Чайка» в следующем сезоне принимать детей, скорее всего, не будет . Летом 2019 года Министерство обороны перекрыло единственный на побережье общедоступный пляж, огородив его забором с колючей проволокой. Пляж вместе с базой отдыха «Таврида» перешел военным по распоряжению губернатора Севастополя Сергея Меняйло в 2015 году. Подробнее о документе — в репортаже «Крым не ваш. Как минобороны отбирает земли у людей, поверивших в российский Севастополь».
Береговая линия возле урочища Батилиман
Примерный план территории дачи в урочище Батилиман
Сотрудники соседних баз отдыха и строители, работавшие на объекте, считают, что дача перестраивается для председателя Совета федерации Валентины Матвиенко. Ее видели на стройплощадке в начале июня 2018 года. . Аналогичную версию в Facebook в мае 2019 года высказал экс-чиновник Минэкономразвития Крыма Петр Саврасов. После публикации его вызвали в ФСО Крыма в Симферополе и настоятельно попросили удалить пост.
Не ходите тут
Этим летом житель Оливы Сергей Кабак с друзьями загорал под зонтиком на пляже между госдачами № 9 и 10 и санаторием «Меллас». Неожиданно из воды показались водолазы и потребовали у отдыхающих документы. С тех пор Сергей не ходит не только в горы, но и на этот пляж.
Вид на госдачу в Оливе
В последние годы в августе-сентябре территория на Южном берегу Крыма от Ласпинского перевала и почти до Симеиза превращались в запретную зону. На тропах туристов поджидали вооруженные люди без опознавательных знаков. Они представлялись то бойцами ФСО, то сотрудниками Росгвардии, то полицейскими. На вопрос, с чем связана проверка, отвечали, что проводятся учения, просили гуляющих не подходить к обрывам, не смотреть вниз и, главное, не фотографировать берег.
Корреспондент «Проекта» несколько раз встречала вежливых людей около госдач. Впервые — еще в начале 2018 года, при попытке сфотографировать пансионат ФСБ. Едва автомобиль притормозил у обочины дороги около забора объекта, из кустов вывалился мужчина в форме и потребовал удалить весь отснятый материал. Во время поездки в Оливу в ноябре 2019 года корреспондент проекта осматривала дачу ФСБ со стороны скалы Ифигения, а с забора за процессом пристально наблюдал охранник. Не заметив опасности в селфи на фоне моря, он скрылся в своей сторожке.
Полностью этот материал и другие интересные и актуальные расследования читаем на молодом ресурсе "Проект".