Объе[дк] культурного наследия

 

Забывают, забывают, —
Будто сваи забивают.

Вадим Шефнер

11 сентября 2022 года в Гурзуфе в очередной раз почтили память величайшего русского художника Константина Коровина. В этом году присутствующих на мероприятии было совсем немного, а жаль, ведь речь шла об очень важных вещах, — не только о жизни знаменитого художника в Гурзуфе, но и русском мире и роли в нём творческого наследия художника.

Прославивший Гурзуф

Мероприятие, посвящённое 83-ей годовщине смерти Коровина традиционно (уже в 13 раз) организовала и провела жительница Гурзуфа, вице-президент Всероссийского фонда сохранения культурного наследия им. Константина Коровина Марина Забродская.

Марина Николаевна, также как и присутствовавшие художники из Москвы и Донецка а также председатель Русской общины Ялты Ирина Алексеева были едины в одном: Гурзуфу, как и Ялте, как и Крыму, да что Крыму, — всей России позарез необходим музей Коровина. И лучшего места, чем его дача «Саламбо» в Гурзуфе — не найти.

Image

Дача была построена по проекту самого основоположника русского импрессионизма на деньги от продажи картин в 1910 году. Пребывание уже знаменитого и даже модного русского художника в не слишком известном тогда курортном посёлке не осталось незамеченным. Кто только не побывал на гурзуфской даче!

Это, конечно, его друг — великий певец Фёдор Иванович Шаляпин. Здесь бывали и прочие знаменитости: художники — В. Д. Поленов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, А. И. Куприн; писатели А. В. Куприн, однофамилец художника, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. М. Горький; поэты К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, композиторы А. Н. Скрябин, С. И. Танеев; архитекторы Е. А. Клодт, И. А. Фомин, В. А. Мазырин, Л. М. Брайловский и многие другие,

труднее назвать видных творцов того времени, не посетивших Коровина в Гурзуфе.

А сам Константин Алексеевич, по его же собственным словам, обожал свою гурзуфскую резиденцию, подолгу жил здесь, активно творил, и сюжетами его картин зачастую становились виды Гурзуфа, открывавшиеся прямо со «сковородки», — так сам художник называл площадку возле своей дачи. Именно в Гурзуфе Коровин начал писать натюрморты, впоследствии ставшие одними из наиболее узнаваемых его работ. Да и в целом, пышная южная природа преобразила творчество Коровина, придала ему импульс жизнерадостности и многоцветья, сделав его одним из самых знаменитых художников в мире. И не удивительно, что его слава добавила славы Гурзуфу, — до сегодняшнего дня при упоминании названия посёлка многие иностранцы вспоминают не Чехова или даже Пушкина, а, в первую очередь, именно Коровина.

Но удивительно совсем другое, — то, что это имя практически не вспоминают те, в чью обязанность входит сохранение русской культуры. А ведь как всё хорошо начиналось!

В 2014 году после воссоединения Крыма с Россией Дом творчества имени К. А. Коровина повис в правовом вакууме. Вместе с другими 163-мя санаториями, пансионатами и домами отдыха с неопределённым статусом его передают в управление государственного унитарного предприятия «Солнечная Таврика». На тот момент в состав комплекса Дома творчества входили два основных здания: корпус №1 и корпус №2. (Был и третий корпус, но Дом творчества потерял его ещё в далёком 2007 году). Оба корпуса были тогда «на плаву». Творчества, правда, поубавилось: хотя художники ещё приезжали по старой памяти, основную часть гостей составляли те, кто мог заплатить за отдых здесь. По крайней мере, оба корпуса исправно работали как гостиницы и находились в хорошем техническом состоянии; более того, в 2013 году во втором корпусе был сделан ремонт. Кстати, в первом корпусе, той самой даче «Саламбо», стараниями Марины Забродской снова начала работать мемориальная комната великого художника, закрытая в 90-ые годы.

Не в пример сегодняшнему дню, на волне патриотизма после воссоединения с Россией руководство республики, по крайней мере на словах, возмущалось потребительским отношением к русской культуре. Вот цитата из «Крымской правды» от 17 апреля 2015 года:

На очередном заседании Совета министров Крыма глава республики Сергей Аксёнов сообщил, что часть Дома-музея М. А. Волошина, находящегося в пгт Коктебель, и Дома Коровина, расположенного в пгт Гурзуф, сдали в аренду под гостиницы. Подобные действия, возмутился Сергей Аксёнов, расходятся с поручением президента.

- В прошлом году президент России Владимир Путин дал нам поручение: сохранить дома художников и возможность творческой интеллигенции проводить свои мероприятия, фестивали. Однако обнаружен целый ряд перекосов, - заявил глава Крыма.

При этом «перекосы» пугают своей масштабностью. Вместе с обещанной культурно-просветительской деятельностью и тематическими мероприятиями, которые есть в календарях обоих музеев и проводятся круглогодично, на их территории существуют ещё и гостиницы, работающие в летний сезон. Так, к примеру, в Доме творчества имени Коровина, сообщает его официальный сайт, в двух корпусах располагаются 2-3-местные номера с частичными удобствами и 3-местные номера со всеми удобствами, а собственный пляж - один из лучших в Гурзуфе, уверяет сайт, - находится в 150 метрах от корпусов. Всё это удовольствие стоит от 1820 до 4040 рублей в сутки, причём за питание нужно платить отдельно. Правда, ветеранам Великой Отечественной войны предоставляется скидка - целых 10%. Предоставляются ли какие-нибудь льготы художникам, имеющим непосредственное отношение к деятельности Дома Коровина? - об этом сайт умалчивает. (…)

...Головоломка из домов, корпусов и гостиниц имеет место и даже пользуется спросом у отдыхающих, не имеющих к творческим тематическим мероприятиям ни малейшего отношения. (…) памятники национального масштаба сдают в аренду, несмотря на то, что по поручению президента такие комплексы должны использоваться только по целевому назначению, то есть сугубо для тематических мероприятий. Аренда и делёж прибыли, отметил Сергей Аксёнов, таковыми не являются.

Ловкость рук

До 2014 года Дом творчества числился на Украине государственным предприятием, в этом статусе он и попал под управление «Солнечной Таврики». Неожиданно в том же 2014 году появляются документы о якобы приватизации предприятия от лица Украины. Согласно этим документам, Дом творчества теперь принадлежит каким-то неизвестным украинским художникам (неизвестным даже другим украинским художникам). Надо отдать должное Министерству культуры Крыма, — оно попыталось доказать через суд, — и доказало! — что таинственные украинские художники владеют бывшей дачей Коровина незаконно. Местная общественность была немало воодушевлена произошедшим, поползли слухи о том, что готовятся документы о создании в Гурзуфе музея Коровина. Но слухи оказались ошибочными.

В 2019 году после окончания судов Министерство культуры Крыма передаёт дом творчества Симферопольскому художественному училищу имени Н. С. Самокиша. Это решение несколько удивило заинтересованную общественность, но было воспринято с энтузиазмом. Руководство училища решает открыть здесь творческую базу для юных художников — своих студентов; предполагалось,что здесь смогут отдыхать студенты художественных вузов всей России. Идея замечательная сама по себе! Тем более, что Коровин, навсегда покидая Россию, завещал дачу «Саламбо» русским художникам. Можно только представить, какой творческий толчок получили бы юные дарования после пребывания в доме великого творца. Но и эти планы также не были воплощены в жизнь.

Неожиданно Министерство культуры забирает Дом творчества у училища им. Самокиша и часть его передаёт его принадлежащему государству пансионату «Крымская весна». Документ подписан почему-то министром сельского хозяйства Крыма, наверное, с намёком на фамилию великого художника.

 
Image

Пансионат находится а Судаке, это бывшая здравница «Львовский железнодорожник». Зачем понадобилось пристёгивать дом творчества к железнодорожному дому отдыха известно, наверное, только бывшему министру культуры Арине Новосельской. Но у неё спросить об этом не просто: вряд ли Арина Вадимовна будет откровенничать после взятки и уголовного дела, открытого против неё в прошлом году.

После передачи Дома творчества судакскому пансионату, как ни странно, объектом продолжало управлять художественное училище. Правда, недолго, — вплоть до передачи его в 2021 году в оперативное управление Ливадийскому дворцу (о чём жители узнали от сотрудников Дома творчества).

Конечно, после того как музей Пушкина в Гурзуфе присоединили к музею Чехова в Ялте, удивляться подобному особенно не приходится. Но всё-таки не очень ясен замысел вершителей культурной политики Крыма: зачем Ливадийскому дворцу-музею объект в Гурзуфе, бесконечно далёкий от его тематики? Можно предположить, что передали просто потому, что надо было кому-то передать; зато теперь, если с дачей Коровина произойдёт что-нибудь нехорошее и поднимется скандал, будет кого назначить виноватым.

Ливадийский дворец в отличие от художественного училища ожидаемо не стал строить радужных планов будущего дачи «Саламбо». В декабре 2021 года после перехода под управление «Крымской весны» всех зданий 1-го корпуса, дачу «Саламбо» закрыли, опечатали и обесточили. Правда, с несколькими исключениями. Общепит, находящийся на территории дома творчества, ценой героических усилий сумел продлить аренду на сезон 2022 года: это столовая «Чайка» и кафе «Мольберт». Кстати, 11 сентября, во время проведения памятного мероприятия, сотрудники «Чайки», не стесняясь присутствия посторонних, через дверь с нарушенной пломбой постоянно заходили в здание, используя его не то как свой склад, не то как место отдыха, а может быть и ночлега.

А ещё Ливадийский дворец водрузил посреди двора, на территории объекта культурного наследия уродливый металлический забор, скрыв от взоров любознательных граждан большую часть той самой «сковородки», на которой так любил творить Константин Коровин.

Image

Последним штрихом в грустной истории дачи Коровина, не ставшей музеем, стало появление 4 сентября с. г. в Гурзуфе весёлого человека, представившегося сотрудником Министерства имущественных и земельных отношений Крыма. Он при содействии сопровождавшего его мальчика вывез из здания историческую библиотеку.

Image
Image
Image

Быть похороненным в России

Живя в эмиграции, Коровин признавался своим близким, что хотел бы быть похороненным в России. Что ж, его мечта отчасти сбылась, правда, несколько неожиданным образом. Благодаря усилиям Министерства культуры память о великом художнике почти исчезла из Крыма. Уничтожен 2-ой корпус Дома творчества имени Коровина в Гурзуфе, лишь чудом сохранился спасённый одним из местных жителей бюст Константина Алексеевича, установленный в своё время возле этого здания. Теперь пришёл черёд 1-го корпуса — дачи «Саламбо». Закрытие здания без его консервации, да ещё стоящего почти на берегу моря, за считанные годы сделает то, что не удалось ни разрушительному землетрясению столетней давности, ни фашистам. И тогда уже точно ни о каком музее Коровина в Крыму речь идти не будет. Зато какие перспективы для нового строительства! (Кстати, желающих застроить сей лакомый уголок гурзуфской набережной ставим в известность, что у Коровина есть прямые наследники, которые прекрасно осведомлены о собственности своего великого предка, находящейся в Гурзуфе).

 

*  *  *

Сейчас стали много говорить о патриотизме и даже, не побоюсь этих слов, о русском мире. В основном говорят правильно, но, когда доходит до дела, зачастую эти слова, как и прежде, ничего не стоят.

Ещё свежи в памяти гурзуфцев воспоминания о сносе в «Кипарисном» лагере «Артека» исторического здания, построенного по проекту известного архитектора Алексея Бекетова, как подоспело сообщение этого года, теперь из Ялты. Там снесли дом совсем уже знаменитого архитектора, автора архитектурного облика Южного берега Крыма Николая Краснова. При попустительстве как обычно пребывающего в неведении Минкульта вкупе с Комитетом Республики Крым по охране памятников, возглавляемым бывшим первым российским мэром Ялты Андреем Ростенко. Уничтожен парк не месте имения Бекетовых возле вершины Гурзуфа — холма Болгатур.

Image
Сейчас готовится снос ещё одного исторического здания посёлка — детской климатической колонии, построенной в 1914 году по проекту Юрия Стравинского, — брата великого композитора, и по личному распоряжению Николая II. По слухам, на месте бывшего Международного молодёжного лагеря «Спутник», сохранившего здание, появятся четыре жилых дома.
Image

Так всё-таки, что же такое этот самый русский мир? Это мир русской мысли, русского искусства, русской науки, русской культуры, русской истории. Как известно, будущее не существует без прошлого. И если мы хотим, чтобы русской мир сохранился, перейдя по наследству нашим потомкам, нам надо пристально всматриваться в творчество лучших наших предков, в вершины русского духа, изучать их, бережно хранить.

Вот он русский мир, у нас под ногами. Один из величайших художников, оказавших влияние на мировое искусство, не заслужил даже мемориальной комнаты в доме, где прошли лучшие годы его жизни.

Забывают, забывают —
Будто клады зарывают,
Забывают —
как сгорают,
Забывают —
будто жгут.


Игорь Барышников
P.S. Ответ Марине Забродской по поводу музея Коровина в Гурзуфе
Image
Image

Печать  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Не является СМИ. Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции сайта. Редакция не предоставляет справочной информации.
Все публикации защищены авторским правом.
В сети интернет разрешается копирование, в т. ч. отдельных частей текстов или изображений, видео, публикация. перепечатка или любое другое распространение информации только с обязательной прямой гиперссылкой на адрес страниц сайта.
Комментарии не должны содержать слов и выражений, противоречащих законам Российской Федерации.
© 2019 Gorzuvit.ru